"Современная наука управления очень динамична: появляются новые течения, школы и концепции. Это, в первую очередь, связано с внешними факторами – мы живем в быстро меняющемся мире, каждый день сталкиваемся с необходимостью обработки и осмысления огромного количества информации. Экономика развивается невероятными темпами, а конкуренция высока как на рынке организаций, так и на рынке труда, что рождает запросы на квалифицированных специалистов-управленцев с особыми навыками. Обо всем этом хочется рассказать, поделиться, поговорить и поспорить. Именно поэтому мы открываем рубрику «ВИВТ.pro». Что в ней будет? Очень хочу познакомить с хорошими книгами, рассказать истории крутых стартапов и неудачных проектов, осветить современные теоретические концепции управления (они безумно интересны) и актуальные методы, использующиеся в практике управления, показать приемы тайм-менеджмента и лин-технологии, которыми пользуюсь в обычной жизни." - Ольга Прохорова
Первый выпуск нашей рубрики посвящен поведенческой экономике.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ:
- одно из новых направлений экономической науки, учитывающее влияние особенностей человеческой психики на принятие решений;
Психология + классическая экономическая теория = поведенческая экономика
ЗАЧЕМ НУЖНО:
-
понимать влияние психологических и эмоциональных факторов на процесс принятия решений в экономической и финансовой сферах;
-
действовать более эффективно и взвешенно;
- не поддаваться манипуляциям в различных сферах.
ИСТОРИЯ:
1960-1970-е гг. – Герберт Саймон (Нобелевский лауреат) создает теорию «ограниченной рациональности», в которой объясняет факторы нерационального поведения человека.
В 1970-1980-х гг. Даниэл Канеман и Амос Тверски начали исследовать особенности принятия экономических решений с применением психологии, биологии и других междисциплинарных подходов. В 2002 г. Канеман (не экономист) получает Нобелевскую премию за труд, в котором показывает, что очень часто люди не способны рационально оценивать выгоды и потери от принимаемых ими решений. Именно его считают основателем поведенческой экономики.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ (не очень приятные):
- Большинство из нас плохо понимает взаимосвязь между различными явлениями
- Мы избирательно подходим к информации
- Склонны преувеличивать свои логические способности
- Легко меняем свое мнение за счет способов представления задачи
- Не умеем считать вероятность наступления событий
ПРИМЕРЫ:
- Страх упущенных возможностей. Потребитель наиболее вероятно приобретет товар, если будет чувствовать его дефицитность.
- Социальное одобрение. Мы часто подстраиваемся под мнение большинства, склонны доверять мнению экспертов и авторитетов.
- Ограниченность выбора. Люди чувствуют себя несчастными, понимая, что могут упустить что-то лучшее и часто вообще отказываются от покупки.
- Страх потери. Чувство потери возможности, которая уже и так есть.
- Эффект привязки. На принятие решения влияет первая полученная информация, связанная с этим решением, которая затем подгоняется под ответ.
- Эффект приманки. Вводится третий, менее привлекательный вариант, на фоне которого первоначально невыгодный вариант кажется не таким уж плохим.
- Отклонение в сторону «статус-кво». Ставится по умолчанию нужный вариант, но создается иллюзия выбора.
- Градиент цели. Чем ближе цель, тем интенсивнее стремление к ней
*Примеры использования когнитивных искажений для усиления покупательского спроса.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:
17-минутное выступление Дэна Ариэли «Иллюзия выбора» (с полезными рекомендациями: как правильно ходить в бар и пользоваться популярностью противоположного пола)
автор рубрики, куратор направлений "Сервис", "Управление перосналом", "Менеджмент"